УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального общеобразовательного учреждения
Верхне-Орлянская основная общеобразовательная школа
муниципального района Сергиевский Самарской области.
Пояснительная записка
к учебному плану.
Учебный план школы является нормативным правовым актом, устанавливающим объёмы учебного времени, отводимого на усвоение образовательных программ по ступеням общего образования и учебным планом.
Учебный план разработан с учетом приказов Министерства образования России от 09.02.1998 г. № 322 « Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ» и от 09.03.2004г. № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», постановления Правительства Самарской области от 19.05.04г. № 24 « О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области», приказа Главного управления образования Администрации Самарской области от 20.04.1999г. № 103-ОД « Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области», приказы Министерства образования и науки Самарской области от 03.03.2004г. № 50-ОД « О реализации регионального компонента содержания общего образования», « Основные принципы реализации концепции профильного обучения на территории Самарской области» от 13.08.03г. № 2014, Концепции профильного обучения, рекомендаций по организации работы учреждений общего образования с использованием метода проектов « Приложение к письму № 1953 от 08.06.05г.», а так же введённых в действие с 01.09.03г. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов « Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН2.4.2.1178-02».
Приказа Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.05.г. № 55-ОД « Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования»
Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта в соответствии с Уставом школы, направлена на реализацию задач образовательного учреждения, включает в себя перечень образовательных компонентов (учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных) и используется для увеличения количества часов на изучение учебных предметов федерального, регионального компонентов, проведение индивидуально-групповых занятий, организации проектной деятельности учащихся, педагогического консультирования в рамках реализации программы предпрофильной подготовки, а так же для организации дополнительного образования школьников (в том числе спортивных игр), учитывая выбор занятий учащимися и их родителями.
Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования - 4 года, основного общего образования-5 лет, продолжительность учебного года в первом классе -33 учебные недели, во 2 -9 - 34 недели, продолжительность урока для 1-4-х классов - 35 минут, для 5-9-х классов - 40 минут.
Предусмотрена работа ОУ в режиме 5-дневной учебной недели на первой и второй ступени образования. Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимой аудиторной нагрузки.
В дни, когда нет уроков физической культуры, в первом классе проводится после второго урока динамическая пауза, продолжительностью не менее 40 минут, которая не учитывается СанПиНом при определении предельно-допустимой нагрузки первоклассников. Занятия на всех ступенях обучения организованы в одну смену, вторая смена полностью обеспечивается блоком дополнительного образования. Расписание уроков составлено отдельно для обязательных занятий и занятий второй половины дня (ИГЗ, консультации, кружки, секции). Учебным планом предусмотрено обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения общего образования; усиление содержания образования практической деятельности школьников путём частичного выделения специального времени на организацию проектной деятельности (по 1 часу в неделю); обеспечение интеграции содержания образования; формирование информационной культуры учащихся; повышение удельного веса и качества занятий физической культуры; организация предпрофильной подготовки учащихся.
Начальное общее образование
На первой ступени обучения реализуется программа «Школа России».
Введён учебный предмет иностранный язык во 2-3-х классах по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается в 1-3-х классах по 2 часа в неделю и является интегрированным с элементами основ безопасности жизнедеятельности.
В рамках предмета «Технология» в 3 классе введён учебный предмет
«Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю. Во 2 классе этот предмет изучается как самостоятельный предмет в количестве 1 часа в неделю за счёт часов школьного компонента.
В рамках регионального компонента во 2-3-х классах по 1 часу в неделю реализуются «Основы жизненного самоопределения» и предмет двигательно-активного характера «Подвижные игры»
Предусмотрены индивидуально-групповые занятия со слабо успевающими учащимися.
Проектная деятельность на первой ступени осуществляется в рамках учебных предметов.
Основное общее образование.
«Информатика и ИКТ» изучаются в 8-9 классах как самостоятельный учебный предмет (по 1 часу в неделю).
«Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8 классе как самостоятельный предмет.
«Природоведение» (2часа в неделю) в 5 классе является интегрированным естественнонаучным курсом, сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, экологии и включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений в природе», «Здоровье человека и безопасность жизни».
С целью создания образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения учащихся и подготовки их к выбору формы дальнейшего образования, в 9 классе часы учебного предмета «Технология» передаются на проведение предпрофильных курсов по выбору учащихся в объёме 2-х часов в неделю.
Региональный компонент в 5-9-х классах предоставлен «Основами жизненного самоопределения» и изучается в рамках интегрированного учебного предмета «Обществознание» и модулями курса «Основы проектной деятельности».
Проектная деятельность в 6-9-х классах предоставлена в рамках 1 часа в неделю.
В процессе его реализации расширяется поле самореализации учащихся через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения, происходит расширение и смена интересов и предпочтений.
Индивидуально-групповые занятия организуются для работы со слабыми детьми, а так же детьми с особыми образовательными потребностями в количестве 5 часов, а также для усиления подготовки к итоговой аттестации.
Полностью распределение всех часов школьного компонента представлено в следующей таблице:
Классы |
Учебные предметы |
Индивидуально-групповые занятия |
Факультативы |
2 |
2 часа – англ.яз,
1час – информатика и икт |
|
|
3 |
2 часа – англ.яз,
1 час – лит.чтение |
|
|
5 |
|
1 час- русский язык |
|
6 |
|
1 час- русский язык |
|
8 |
|
1 час - математика |
|
9 |
|
1 час- русский язык, 1 час - математика |
|
|